Без выходных. Заявки на сайте оставляйте круглосуточно
info@tachcert.ru
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ |
||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р ИСО |
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования к рабочему месту водителя автобуса
Часть 4
Рабочая среда кабины
ISO
16121-4:2011
Road vehicles —
Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service
buses — Part 4: Cabin environment
(IDT)
Москва |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных
стандартов
Российской Федерации — ГОСТ Р
1.0-2004
«Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1.
ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский
центр
контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2.
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика»
3.
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию
и метрологии от 1 декабря 2011 г. № 668-ст
4.
Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-4:2011 «Транспорт
дорожный.
Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 4. Рабочая среда кабины» (ISO 16121-4:2011 «Road
vehicles — Ergonomic
requirements for the driver’s workplace in line-service
buses — Part 4: Cabin
environment»).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ
Р 1.5-2004
(подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА
5.
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном
указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано
в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной
системе
общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию
и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения. 3 2. Нормативные ссылки. 3 3. Термины и определения. 3 4. Климатические условия и 5. Шум внутри транспортного средства. 5 Приложение А (справочное) Приложение В (справочное) Приложение ДА (справочное) Библиография. 7 |
Введение
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых
городских
и междугородних перевозок, способствует увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта «Рабочее место водителя в рейсовом автобусе», который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2] — [6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 — 4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Требования к рабочему месту водителя автобуса Часть 4 Рабочая среда кабины Ergonomic |
Дата введения — 2012-12-01
Настоящий стандарт устанавливает требования к характеристикам среды в кабине автобуса.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким
расположением
пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более
2,30 м.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 5128
Акустика. Измерение шума внутри автомобилей (ISO
5128, Acoustics; Measurement of noise inside motor vehicles)
ИСО 6549
Транспорт дорожный. Процедура определения точек Н и R
(ISO 6549, Road vehicles — Procedure for
H- and R-point determination)
ISO/TS 11155-1 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 1. Испытание на фильтрацию частиц
(ISO/TS 11155-1, Road vehicles — Air filters for
passenger compartments. Part 1: Test for particulate filtration)
ИСО 11155-2 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 2. Испытание на фильтрацию газов (ISO
11155-2, Road vehicles — Air filters for
passenger compartments — Part 2: Test
for gaseous filtration)
ИСО 16121-2:2011 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность (ISO
16121-2:2011, Road vehicles — Ergonomic
requirements for the driver’s workplace in line-service buses — Part
2: Visibility)
SAE
J381
Методика испытания систем обогрева ветрового стекла и требования к эксплуатационным характеристикам. Грузовые автомобили, автобусы и транспортные средства многоцелевого назначения (SAE
J381, Windshield Defrosting Systems Test Procedure and Performance Requirements
Trucks, Buses and Multipurpose Vehicles)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1
транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35 % площади (или площади его передней части в случае сочлененного
транспортного
средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, и имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.2 тестовый объем расхода воздуха (test
air flow rate): Средний объем воздуха, проходящий через фильтр в единицу времени (в м3/ч).
3.3
коэффициент эффективности или проницаемости (фильтра) (efficiency
or penetration):
Относительное количество загрязняющего вещества, удаленного с помощью фильтра.
Коэффициент эффективности = (С1 — С2)/(С1),
где С1 — концентрация загрязняющих веществ на входе фильтра;
С2 — концентрация загрязняющих веществ на выходе фильтра;
Коэффициент проскока = 1 — Коэффициент эффективности.
3.4
начало отсчета времени, t0 (time
zero,
t0): Расчетная нулевая точка, определяемая по кривой увеличения объема проскока газа в единицу времени.
Примечание — Более
подробная информация
приведена в
ИСО 11155-2.
4.1.
Основные требования
Конструкция кабины и системы регулирования климатических условий должна обеспечивать в кабине условия, приемлемые для подавляющего большинства водителей, работающих в условиях, типичных для региона.
Обычная система должна включать отопление и вентиляцию воздуха с возможностью включения
дополнительного
отопления или кондиционирования, позволяющих создать необходимую рабочую среду.
Регулировка климатических условий и вентиляции в кабине водителя не должна зависеть от регулировки условий в пассажирском отделении.
4.2. Климатические условия в кабине водителя
4.2.1.
Отопление
Комфортная внутренняя температура и время, необходимое для достижения этой температуры, в большой степени зависят от наружной температуры и климатических условий региона, где эксплуатируется транспортное средство. Поэтому внутренние климатические условия в транспортном средстве
являются предметом соглашения между заказчиком и изготовителем1).
_____________
1 Параметры
микроклимата в
кабине водителя
должны соответствовать
требованиям Санитарных
правил по гигиене
труда водителя.
В приложении А приведены рекомендации по рабочим характеристикам системы отопления.
4.2.2.
Кондиционирование воздуха (при наличии)
Заказчик
и изготовитель должны рассмотреть вопрос о пригодности системы кондиционирования
воздуха
для поддержания комфортных условий в кабине водителя с учетом условий окружающей среды. Если системы кондиционирования нужны как в кабине водителя, так и в салоне автобуса и их обслуживает один компрессорный и конденсаторный узел, то управление кондиционированием в этих областях должно осуществляться при помощи отдельных воздуховодов.
В приложении А приведены рекомендации по характеристикам климатических условий.
4.3. Вентиляция
4.3.1.
Вентилятор должен иметь как минимум три скоростных режима.
4.3.2.
Необходимо предусмотреть дополнительные регулируемые воздушные сопла для направления воздушных потоков в сторону водителя. Воздушный поток должен быть таким, чтобы при необходимости сопла можно было закрыть.
4.4. Оттаивание и предотвращение запотевания ветрового стекла
4.4.1.
Система размораживания и предотвращения запотевания ветрового стекла должна обеспечивать чистоту обзора спереди и по бокам при вождении. Особые измерения и требования к рабочим
характеристикам
необходимо выполнять в соответствии с SAE J381.
4.4.2.
Необходимо уделить внимание предотвращению запотевания окна, предназначенного для обеспечения обзора сбоку в соответствии с п. 4.2 ИСО 16121-2.
4.5. Качество воздуха
Необходимо, чтобы рабочее место водителя можно было обдувать либо наружным воздухом, либо воздухом кабины. Особые требования к рабочим характеристикам должны быть согласованы
между
заказчиком и изготовителем1). В приложении В приведен обзор типовых критериев рабочих
характеристик,
измеренных в соответствии с ISO/TS 11155-1 и ИСО 11155-2.
______________
1) Параметры
микроклимата в
кабине водителя
должны соответствовать
требованиям Санитарных
правил по гигиене
труда водителя.
______________
2) При
применении настоящего
стандарта следует
помнить, что
на территории
Российской Федерации
в области
охраны труда
приоритетными являются
государственные нормативные
требования.
5.1 Чтобы снизить до минимума воздействие на водителя шума на рабочем месте, необходимо выполнить следующие требования.
5.1.1 Шум при движении с постоянной скоростью Leq (замеренный в течение двух минут) на скорости 50 км/ч не должен превышать 70 дБ(А) на высоте уха водителя (метод измерения в соответствии
с ИСО 5128). Уровень шума в неподвижном транспортном средстве или при движении на холостом ходу должен быть менее 60 дБ(А).
5.1.2 Уровень шума вентилятора в режиме минимальной производительности должен быть не
более 55 дБ(А) на высоте уха водителя. Уровень шума вентилятора при выключенном двигателе в режиме средней производительности (обдув ветрового стекла для предотвращения запотевания) должен быть не более 65 дБ(А).
5.2 Необходимо избегать шумов с раздражающими и неприятными тональными характеристиками (грохота, скрежета, скрипа и т.д.).
Рекомендуемые
рабочие характеристики системы отопления
А.1 Необходимая температура должна быть достижима при обычной эксплуатации в регионе с мягким климатом (например, Западной Европе), где средняя температура находится в пределах от -10 °С до + 25 °С.
А.2 Температура области вокруг водителя, когда сиденье находится в своем самом заднем верхнем положении, должна регулироваться в диапазоне по крайней мере от 18 °С до 25 °С. Это условие должно быть выполнено через 30 мин после запуска системы отопления при работающем двигателе и измерении в точке Н, определенной в соответствии с ИСО 6549.
А.3 Распределение температуры должно быть таким, чтобы в области головы она была на 1 °С — 3 °С
ниже, чем в области ног при измерении температуры в точке V и в пяточной точке педали газа.
А.4 После того как достигнута заданная температура, должна быть возможность поддерживать ее при скорости движения воздуха 0,2 м/с рядом с областью тела. При необходимости следует предпринять специальные
меры для предотвращения доступа воздуха снаружи автобуса при открытой передней двери, например, с
помощью:
— высокой двери кабины, чтобы защитить область бедер водителя;
— вытяжки над дверью кабины;
— теплой воздушной завесы или специальных сопел теплого воздуха в области двери.
А.5
После того как достигнута заданная температура, необходимо обеспечить температуру всех соседних
поверхностей
более 15 °С (за исключением всех наружных окон).
Рекомендуемые
рабочие характеристики типового воздушного фильтра кабины
В.1 Эффективность фильтрации частиц
Воздушные фильтры кабины (если они установлены) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации частиц, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200
м3/ч и измерении в соответствии с ISO/TS 11155-1.
Таблица В.1 — Рекомендуемая эффективность фильтрации частиц
Размер частицы, мкм |
Пределы эффективности, % |
0,5 — 1,0 |
> 30 |
1,0 — 2,0 |
> 42 |
2,0 — 3,0 |
> 66 |
3,0 — 5,0 |
> 84 |
5,0 — 10,0 |
> 90 |
В.2 Эффективность фильтрации газов
Воздушные фильтры кабины (если они установлены и пригодны для удаления газа) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации газов, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200
м3/ч и измерении в соответствии с ИСО 11155-2.
Таблица В.2 — Рекомендуемая эффективность фильтрации газов
Газ, время (мин) |
Пределы эффективности фильтрации газов, % |
n-Бутан, |
> 75 |
n-Бутан, |
> 20 |
Толуол, t0 |
> 75 |
Толуол,5 мин |
> 70 |
so2, t0 |
> 75 |
SO2, 5 мин |
> 60 |
Сведения о
соответствии ссылочных международных стандартов
ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
(и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Степень соответствия |
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 5128:1980 |
— |
* |
ИСО 6549:1980 |
NEQ |
ГОСТ |
ISO/TS 11155-1:2001 |
* |
|
ИСО 11155-2:2009 |
* |
|
ИСО 16121-2:2011 |
IDT |
ГОСТ |
SAE J381 (2009) |
— |
* |
* Соответствующий национальный стандарт Примечание — — IDT — идентичные стандарты; — NEQ — неэквивалентные стандарты. |
[1] |
VDV |
[2] |
TCRP |
[3] |
STRP |
[4] |
NEN |
[5] |
Swedish |
[6] |
Bus |
Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, климатические условия, вентиляция, отопление, качество воздуха, шум, фильтрация частиц, фильтрация газов
Ответим на любой ваш вопрос,
порекомендуем лучшие решения, рассчитаем стоимость
Наш офис находится по адресу
г. Москва, Шоссе энтузиастов 56 строение 22
Смотреть на карте