Без выходных. Заявки на сайте оставляйте круглосуточно
info@tachcert.ruФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р 53247-2009 |
Техника пожарная
ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Классификация, типы и обозначения
Москва
Стандартинформ
2009
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации
установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов
Российской Федерации — ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН
Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета»
научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России)
2 ВНЕСЕН Техническим
комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН
В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 18 февраля 2009 г. № 18-ст
4 Введен впервые
Информация об изменениях к настоящему стандарту
публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых
информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 2 2 Термины и определения. 2 3. Классификация. 6 4. Обозначения. 7 |
ГОСТ Р 53247-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. Fire-fighting technics. |
Дата введения — 2010-01-01
с правом досрочного применения
Настоящий стандарт распространяется на пожарные автомобили,
создаваемые на различных колесных шасси, оснащенные пожарно-техническим
вооружением, оборудованием, используемое при пожарно-спасательных работах.
В стандарте классифицируются пожарные автомобили,
устанавливаются типы и их обозначения с использованием базовых автомобильных
шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с
соответствующими определениями:
2.1 пожарные
автомобили (ПА): Оперативные транспортные средства на базе автомобильных
шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым
при пожарно-спасательных работах
2.2 основные
пожарные автомобили (ОПА): Пожарные автомобили, предназначенные для доставки
личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и
пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ
от других источников.
2.3 специальные
пожарные автомобили (СПА): Пожарные автомобили, предназначенные для
выполнения специальных работ при пожаре.
2.4 основные
пожарные автомобили общего применения: Пожарные автомобили, предназначенные
для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах.
2.5 основные
пожарные автомобили целевого применения: Пожарные автомобили,
предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях
лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах
и на других специальных объектах.
2.6 тип
пожарного автомобиля: Пожарные автомобили, характеризующиеся совокупностью
одинаковых конструктивных признаков, видов вывозимых или используемых
огнетушащих веществ и способов их подачи.
2.7 пожарная
автоцистерна (АЦ): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом,
емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его
тушению и аварийно-спасательных работ.
2.8 пожарная
автоцистерна с лестницей (АЦЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их
подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению
пожара, использования при аварийно-спасательных работах.
2.9 пожарная автоцистерна с коленчатым
подъемником (АЦПК): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом,
емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи,
стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической
подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования, проведения действий по тушению пожара и использования при
аварийно-спасательных работах.
2.10 автомобиль пожарно-спасательный (АПС):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения
жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным
комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки
личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара
(аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
2.11 автомобиль пожарно-спасательный с
лестницей (АПСЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный механизированной
выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для тушения пожаров и
проведения аварийно-спасательных работ.
2.12 пожарный автомобиль первой помощи
(АПП): Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной
установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для
доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического
вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной
стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
2.13 пожарный автомобиль
насосно-рукавный (АНР): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом,
комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара
(аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и
проведения действий по тушению.
2.14 пожарный автомобиль с насосом
высокого давления (АВД): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по
тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
2.15 пожарный автомобиль порошкового
тушения (АП): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения
огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным
и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного
состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий
по тушению пожара.
2.16 пожарный автомобиль пенного
тушения (АПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими
емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой
коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный
для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах
хранения нефтепродуктов.
2.17 пожарный автомобиль
комбинированного тушения (АКТ): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом,
емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств
комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной
или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и
проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической,
нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
2.18 пожарный автомобиль газового
тушения (АГТ): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения
сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
2.19 пожарный автомобиль газоводяного
тушения (АГВТ): Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным
двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для
доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического
вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых
фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и
химических предприятий и их охлаждение.
2.20 пожарная автонасосная станция (ПНС):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для
подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным
лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар
и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
2.21 пожарный пеноподъемник (ППП):
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной
коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и
предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на
высоте.
2.22 пожарный аэродромный автомобиль (АА):
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным
пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными
службами.
2.23 пожарная автолестница (АЛ):
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и
поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных
работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования
в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.24 пожарный коленчатый автоподъемник
(АПК): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной
поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено
которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения
аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и
возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном
комплекте колен.
2.25 пожарный телескопический
автоподъемник с лестницей (ТПЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой
(пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий
лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения
спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для
выполнения других вспомогательных операций.
2.26 пожарная автолестница с цистерной
(АЛЦ): Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета,
включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом
колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей),
емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих
веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте,
подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.27 пожарный коленчатый автоподъемник
с цистерной (АПКЦ): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной
механизированной поворотной коленчатой, телескопической или
коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается
люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи
огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и
тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других
вспомогательных операций.
2.28 пожарный аварийно-спасательный
автомобиль (АСА): Пожарный автомобиль, оборудованный генератором,
комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки
личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара
(аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
2.29 пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды,
оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных
ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
2.30 пожарный автомобиль связи и
освещения (АСО): Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором,
средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы
пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с
центральным пунктом пожарной связи.
2.31 пожарный автомобиль
газодымозащитной службы (АГ): Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами
и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из
помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с
помощью специального инструмента и оборудования.
2.32 пожарный автомобиль дымоудаления (АД):
Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического
вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма
из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений
большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и
подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос
из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
2.33 пожарный рукавный автомобиль (АР):
Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и
механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения
пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или
переносных лафетных стволов.
2.34 пожарный штабной автомобиль (АШ):
Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и
предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба
пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями
и центром противопожарной службы.
2.35 пожарная автолаборатория (АЛП):
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и
предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и
измерений в зонах пожаров.
2.36 пожарный автомобиль профилактики
и ремонта средств связи (АПРСС): Пожарный автомобиль, оборудованный
техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и предназначенный
для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
2.37 автомобиль диагностики пожарной
техники (АДПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами
оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки
личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных)
работ.
2.38 пожарный автомобиль-база
газодымозащитной службы (АБГ): Пожарный автомобиль, оборудованный
техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной
защиты органов дыхания и зрения пожарных.
2.39 пожарный автомобиль технической
службы (АПТС): Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки
технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для
обеспечения работы пожарной техники.
2.40 автомобиль отогрева пожарной
техники (АОПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный
нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного
состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования
пожарной техники при отрицательной температуре.
2.41 пожарная компрессорная станция (ПКС):
Пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки
кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и
зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
2.42 пожарно-технический автомобиль (АТ):
Пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и
предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с
мобильными системами быстрого развертывания для проведения
аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
2.43 пожарный оперативно-служебный
автомобиль (АОС): Пожарный автомобиль, оборудованный комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара
(аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.
2.44 главный параметр ПА: Один из
основных (базовых) параметров, определяющий функциональное назначение пожарного
автомобиля, отличающийся стабильностью при технических усовершенствованиях и
служащий для определения числовых значений других основных параметров.
3.1 ПА в зависимости от величины
допустимой полной массы делятся на 3 класса: легкие с полной массой от 2000 до
7500 кг (L-класс); средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).
3.2 ПА в зависимости от проходимости
делятся на 3 категории:
категория 1 — неполноприводные ПА для дорог с твердым
покрытием (нормальной проходимости);
категория 2 — полноприводные для передвижения по дорогам
всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
категория 3 — вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной
местности (высокой проходимости).
3.3 ПА в зависимости от направления
оперативной деятельности делятся на 2 группы:
основные пожарные автомобили; специальные пожарные
автомобили.
3.3.1 ОПА в
зависимости от преимущественного использования и направлений оперативной
деятельности подразделяются на ПА общего применения и ПА целевого применения.
3.3.1.1 ОПА
общего применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа
их подачи классифицируются на следующие типы:
пожарные автоцистерны;
пожарные автоцистерны с лестницей;
пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником;
автомобили пожарно-спасательные;
автомобили пожарно-спасательные с лестницей;
пожарные автомобили первой помощи;
пожарные насосно-рукавные автомобили;
пожарные автомобили с насосом высокого давления.
3.3.1.2 ОПА
целевого применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и
способа их подачи классифицируются на следующие типы:
пожарные автомобили порошкового тушения; пожарные автомобили
пенного тушения; пожарные автомобили комбинированного тушения; пожарные автомобили
газового тушения; пожарные автомобили газоводяного тушения; пожарные
автонасосные станции; пожарные пеноподьемники; пожарные аэродромные автомобили.
3.3.2 СПА в
зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара
классифицируются на следующие типы:
пожарные автолестницы;
пожарные коленчатые автоподъемники;
пожарные телескопические автоподъемники с лестницей;
пожарные автолестницы с цистерной;
пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной;
пожарные аварийно-спасательные автомобили;
пожарные водозащитные автомобили;
пожарные автомобили связи и освещения;
пожарные автомобили газодымозащитной службы;
пожарные автомобили дымоудаления;
пожарные рукавные автомобили;
пожарные штабные автомобили;
пожарные автолаборатории;
пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи;
автомобили диагностики пожарной техники;
пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы;
пожарные автомобили технической службы;
автомобили отогрева пожарной техники;
пожарные компрессорные станции;
пожарно-технические автомобили;
пожарные оперативно-служебные автомобили.
4.1 Обозначения ПА должны иметь следующую
структуру:
ХХХ ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ ХХ Х,
где:
ХХХ — тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АП и т. д.);
ХХ — главный параметр пожарного автомобиля (вместимость
цистерны, масса порошка и т. д.);
ХХ/Х — главный параметр главного агрегата или оборудования
пожарной надстройки;
(ХХХХ) — индекс модели базового шасси по классификации
автомобильной промышленности;
мод. ХХА — обозначение модели ПА по системе разработчика с
указанием модернизации (А — первая, Б — вторая и т. д.);
ХХ — двузначный (трехзначный) цифровой индекс для
обозначения модели (01, 02 и т. д.);
ХХ — условное буквенное обозначение предприятия-изготовителя;
Х — обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
4.2 В
обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах
измерений:
вместимость цистерны для воды — м3;
вместимость бака для пенообразователя — м3;
масса вывозимого порошка — кг;
масса огнетушащего газа — кг;
подача насоса при номинальном числе оборотов — л/с;
напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:
нормального давления — м. вод. ст.;
высокого давления — м. вод. ст.;
расход лафетного порошкового ствола — кг/с;
мощность электрогенератора — кВт;
длина рукавной линии — км;
высота подъема стрелы — м;
производительность вентиляторной установки — тыс. м3;
число (количество) мест для боевого расчета (включая место
водителя) — кол.;
грузовой момент — тм.
4.3
Примеры условных обозначений.
Пример 1:
АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ.
Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м3,
комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с
(ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ,
модификация ХХ (с комбинированным насосом).
Пример 2:
АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ.
Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого
порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая
модификация ХХ модели ХХХ.
Пример 3:
АПТ 6,3-40 (5557) модель ХХХ.
Автомобиль пенного тушения с цистерной для
пенообразователя вместимостью 6,3 м3 на шасси «Урал 5557» и насосом
с подачей 40 л/с, модель ХХХ.
Пример 4:
АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель ХХХ.
Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с
цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 м3,
массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом
порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель ХХХ.
Во всех приведенных примерах при серийном производстве в
обозначениях ПА должен быть отражен номер ГОСТа или технических условий.
Ключевые слова: пожарный автомобиль, основной пожарный
автомобиль, специальный пожарный автомобиль.
Ответим на любой ваш вопрос,
порекомендуем лучшие решения, рассчитаем стоимость
Наш офис находится по адресу
г. Москва, Шоссе энтузиастов 56 строение 22
Смотреть на карте