Без выходных. Заявки на сайте оставляйте круглосуточно

info@tachcert.ru

Звоните с 9:00 до 19:00

+7 499 321-20-47

Обратный звонок

Услуги в областях обязательной и добровольной сертификации по ФЗ РФ, разработка технической документации.
Работаем в Москве и МО и по всей РФ
ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений

ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ВНУТРЕННИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ

ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ

ГОСТ 27435-87

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА
ССР

ВНУТРЕННИЙ ШУМ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Допустимые уровни и методы измерений

Internal noise of motor vehicles.
Permissible levels and methods of measurement

ГОСТ
27435-87

Срок действия с 01.01.89

до 01.01.94

Настоящий стандарт распространяется на легковые,
грузопассажирские, грузовые автомобили, автопоезда и автобусы (далее —
автомобили), предназначенные для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог
СССР.

Стандарт устанавливает допустимые уровни внутреннего
шума автомобилей и методы его измерения.

Стандарт не распространяется на автомобили,
находящиеся в эксплуатации.

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

1.1. В качестве оценочного
показателя устанавливается уровень звука в децибелах (дБ А) по ГОСТ 17187-81.

1.2. Допустимые уровни шума опытных образцов
автомобилей приведены в таблице.

1.3. Допускается увеличение уровней внутреннего шума
полноприводных легковых и грузопассажирских автомобилей на 2 дБ А.

1.4. Для автобусов с передним расположением двигателя,
производство которых начато до 01.01.89, допускается увеличение уровней шума на
2 дБ А.

1.5. Уровни шума серийных автомобилей при испытаниях в
объеме гарантийного пробега не должны превышать более чем на 1 дБ А
значений, приведенных в таблице.

Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей

Тип
автомобиля

Уровни звука дБ А,
автомобилей, производство которых начато

до 01.01.91

с 01.01.91

Легковые и
грузопассажирские автомобили

80

78

Грузовые
автомобили и автопоезда для международных и междугородных перевозок

82

80

Остальные
грузовые автомобили и автопоезда

84

82

Автобусы с
передним расположением двигателя:

рабочее
место водителя

82

80

пассажирское
помещение

81

80

Автобусы с
другим расположением двигателя:

рабочее
место водителя

78

78

пассажирское
помещение (кроме городского автобуса)

82

80

пассажирское
помещение городского автобуса

84

82

Примечания:

1. Под
грузовыми автомобилями и автопоездами для международных и междугородных
перевозок подразумеваются автомобили, в которых имеется спальное
место.

2. Для
модифицированных автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам
для базовых моделей.

2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

2.1. Для измерения шума
автомобилей должны применяться следующие приборы:

1) шумомер 1-го класса по ГОСТ
17187-81;

2) приборы для измерения скорости автомобиля и частоты
вращения коленчатого вала двигателя (относительная погрешность измерения ±3 %);

3) прибор для измерения скорости ветра с диапазоном
измерения от 1 до 10 м/с (погрешность измерения ±0,5 м/с);

4) прибор для измерения температуры окружающего
воздуха (погрешность измерения ±1 °С);

5) прибор для измерения атмосферного давления
(погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.).

2.2. Шумомер следует калибровать по стандартному
источнику шума непосредственно до и после каждой серии испытаний. Если при этой
проверке показания шумомера отличаются более чем на 1 дБ А, то его
необходимо снова калибровать, а испытания повторить.

3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

3.1. Автомобиль, предназначенный для испытаний, должен
быть технически исправным, отрегулирован, обкатан, укомплектован, заправлен
топливом и маслом в соответствии с нормативно-технической документацией на
автомобиль конкретной модели.

3.2. Шины не должны иметь повреждений, их износ не
должен превышать 30 % первоначальной высоты рисунка протектора. Давление в
шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя автомобиля.

3.3. Автомобили испытывают без полезной нагрузки,
прицепов и полуприцепов, за исключением не расцепляемых автотранспортных
средств.

3.4. Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты
автомобиля должны быть прогреты до рабочей температуры.

3.5. При измерениях окна, люки в крыше и отверстия для
вентиляции должны быть закрыты.

3.6. Оборудование специальных и специализированных
автомобилей, работающее во время движения автомобиля (например, холодильные
установки), при измерениях должно быть включено.

3.7. Передвижные регулируемые сиденья, возле которых
проводятся измерения, должны находиться в среднем положении. Спинки сидений,
если имеется возможность их регулировки, должны находиться в нормальном
положении. Регулируемые подголовники сидений должны находиться в среднем
положении.

3.8. В автомобиле должны находиться два человека:
водитель и испытатель. В автомобиле с числом сидений более 9 допускается
присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается.

3.9. Испытания следует проводить на прямом, сухом,
гладком и чистом участке дороги с покрытием из бетона или асфальта в хорошем
техническом состоянии. Продольный уклон измерительного участка не должен
превышать 1 %. На расстоянии 20 м от продольной оси измерительного участка не
должны находиться большие объекты, которые могли бы отражать звук.

4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Испытания проводят при следующих климатических
условиях:

1) отсутствие атмосферных осадков;

2) атмосферное давление — 1013 гПа (760 мм рт.
ст.), допустимое отклонение ±5 %;

3) температура окружающего воздуха от минус 5 до плюс
30 °С;

4) скорость ветра не более 5 м/с.

4.2. Уровень шумовых помех должен
быть не менее чем на 10 дБА ниже измеряемого уровня шума. Если это условие не
соблюдается, следует внести поправки на уровень помех по ГОСТ 12.1.026-80.

4.3. При измерении шума вентиляционные установки
(кондиционеры, отопители или вентиляторы) должны работать в режиме,
соответствующем наиболее шумной работе.

4.4. Если автомобиль оборудован жалюзи и (или)
вентилятором системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, испытания
должны проводиться при их работе в автоматическом режиме с указанием рабочего
положения в протоколе испытаний. Если автомобиль оборудован жалюзи с ручным
управлением, испытания проводят при полностью открытых жалюзи.

4.5. Измерения уровня шума
следует проводить в следующих точках:

1) у сиденья водителя;

2) у сиденья водителя, а также над последним рядом
сидений (у сиденья, расположенного ближе к продольной оси симметрии автомобиля)
в автомобиле с числом мест для сидения не более 9;

3) у сиденья водителя, а также над первым (за сиденьем
водителя) и последним рядами сидений в автомобиле с числом мест для сидения
более 9;

4) в автомобиле с числом рядов сидения более 3 (за
сиденьем водителя) дополнительно проводят измерение над средним рядом сидений.

При выборе точек измерения откидные сиденья во
внимание не принимают.

В случае расположения сидений вдоль борта автомобиля
измерительные точки располагаются в продольной плоскости симметрии автомобиля.

В автомобилях, где отсутствуют места для сидения,
измерения проводят в местах для стояния на высоте (1,6 ± 0,1) м от пола.
Измерения проводят в передней, средней и задней части пассажирского помещения.

В местах, предназначенных для лежащих пассажиров,
измерения проводят на высоте (0,15 ± 0,02) м над серединой подушки.

4.6. Ось максимальной чувствительности микрофона
должна находиться в направлении движения автомобиля. Микрофон, расположенный у
сидений пассажиров, устанавливают в точке А, указанной на чертеже.

Микрофон, расположенный у сиденья водителя, должен
быть смещен от его оси симметрии на (0,20 ± 0,02) м в направлении, центра
автомобиля согласно точке Б, указанной на чертеже.

Расстояние микрофона от стенок кабины или лиц,
проводящих измерения, должно быть не менее 0,15 м. Если при измерении в
автомобиле находится третье лицо, расстояние от него до микрофона должно быть
не менее 1 м.

4.7. При измерении уровня шума в шумомере включают
временную характеристику «Быстро».

5. ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА

5.1. Измерение проводят при
разгоне автомобиля на высшей передаче до скорости 120 км/ч или скорости,
соответствующей 0,9×nном (nном — номинальная частота
вращения коленчатого вала двигателя), выбирая наименьшее значение.

Если при частоте вращения 0,9×nном скорость автомобиля на высшей передаче
превышает 120 км/ч, измерения следует проводить на более низкой передаче, но не
ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и более передач, и не ниже
второй, если коробка передач имеет менее четырех передач.

5.2. Измерение следует проводить, начиная с наименьшей
допустимой скорости, но не ниже скорости, соответствующей 0,45×nном.

Если при частоте 0,9×nном скорость автомобиля на выбранной передаче превышает
120 км/ч, начальная скорость автомобиля должна составлять 60 км/ч.

5.3. В автомобиле с автоматической коробкой передач
измерение проводят, начиная со скорости, соответствующей 0,45×nном. При этом скорость автомобиля не должна быть выше 60
км/ч. Если в коробке передач происходит переключение передач раньше, чем
частота достигнет 0,9×nном или скорость 120 км/ч,
начальную скорость принимают равной 50 % от скорости, при которой происходит
переключение передач.

Принудительное включение понижающей передачи должно
быть исключено.

5.4. В момент достижения автомобилем начальной
скорости следует резко нажать до упора педаль дроссельной заслонки или подачи
топлива и удерживать ее в таком положении до достижения скорости, указанной в п. 5.1.

5.5. При измерении шума регистрируют максимальное
показание шумомера.

В каждой точке расположения микрофона проводят не
менее трех измерений. За результат измерения принимают среднее арифметическое
значение, округленное до целого числа.

Если разность наибольшего и наименьшего значений
уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ, проводят повторное измерение.

За окончательный результат принимают наибольшее
значение уровня шума, полученное при измерении в каждой точке расположения
микрофона.

Результаты испытаний следует сравнить с допустимыми
значениями, приведенными в таблице.

6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ С ПОСТОЯННЫМИ
СКОРОСТЯМИ И НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ

Измерение шума опытных образцов автомобилей при
движении с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле проводят в
соответствии с методикой, приведенной в рекомендуемом приложении 1.

7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

Результаты испытаний должны быть занесены в протокол,
образец которого приведен в рекомендуемом приложении 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ
1

Рекомендуемое

Измерение шума при движении автомобиля с постоянными скоростями
и
на неподвижном автомобиле

1. Измеряют уровни шума в децибелах (дБ А).
Аппаратура, подготовка автомобиля к испытаниям, условия проведения испытаний
должны соответствовать разд. 2, 3 и 4 настоящего стандарта.

2. Измерение шума при движении с постоянными
скоростями проводят на высшей передаче в диапазоне скоростей выше 60 км/ч или
40 % от максимальной скорости автомобиля, но не более 120 км/ч или 80 % от
максимальной скорости автомобиля. Из указанных скоростей выбирают наименьшую.

Измерения проводят не менее чем при пяти значениях
постоянных скоростей с округлением до 5 км/ч: наименьшей, наибольшей и
промежуточных, обеспечивая равномерность интервалов между значениями скоростей.

В каждой точке измерения в соответствии с п. 4.5
настоящего стандарта и при каждой скорости в течение 5 с регистрируют среднее
значение показания шумомера.

При измерении шума в шумомере включают временную
характеристику «медленно».

3. Измерение шума на неподвижном автомобиле проводят
только на грузовых автомобилях и автобусах, оснащенных дизельными двигателями.

Измерение проводят в режиме холостого хода двигателя:

при минимальной частоте вращения коленчатого вала
двигателя;

при ускорении частоты вращения от минимальной до
максимальной (при резком нажатии до упора педали подачи топлива и удержании ее
в этом положении не менее 5 с).

При измерении шума при минимальной частоте в шумомере
включают временную характеристику «медленно», а при ускорении — «быстро».

4. В каждой точке расположения микрофона проводят не
менее трех измерений. За результат измерения принимают среднее арифметическое
значение, округленное до целого числа.

Если разность наибольшего и наименьшего значений
уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ А, проводят повторное
измерение.

За окончательный результат принимают наибольшее
значение уровня шума, полученное при измерении в каждой точке размещения
микрофона.

ПРИЛОЖЕНИЕ
2

Рекомендуемое

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Автомобиль
(модель) _______________________________________________________

Двигатель
№ ____________________ Шасси № _________________________________

Дата
проведения испытаний _________________________________________________

1. Техническая характеристика автомобиля:

Тип
автомобиля ___________________________________________________________

Число
мест _______________________________________________________________

Грузоподъемность,
кг ______________________________________________________

Полная
масса, кг __________________________________________________________

Тип
двигателя ____________________________________________________________

Мощность
двигателя, нетто, кВт (л. с.) _______________________________________

Номинальная
частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1 _______________

Сорт
топлива ____________________________________________________________

Тип
коробки передач и передаточные отношения ______________________________

_________________________________________________________________________

Тип
ведущего моста и передаточные отношения _______________________________

Тип
и размер шин _________________________________________________________

Давление
в шинах, кПа (кгс/см2):

передних
______________________________________________________________

задних
________________________________________________________________

2. Пробег автомобиля до начала испытаний, км
_____________________________

3. Пробег, рекомендуемый заводом-изготовителем для
обкатки, км_____________

4. Место испытаний
_____________________________________________________

5. Тип дорожного покрытия ______________________________________________

6. Уровень шумовых помех
_______________________________________________

7. Атмосферные условия:

температура
окружающего воздуха, °С _______________________________________

скорость
ветра, м/с ________________________________________________________

барометрическое
давление, гПа (мм рт. ст.) ___________________________________

8. Измерительные приборы (тип, модель, номер)
____________________________

9. Расположение микрофона при измерениях шума:

точка
1 __________________________________________________________________

точка
2 __________________________________________________________________

точка
3 __________________________________________________________________

точка
4 __________________________________________________________________

10. Передача в коробке передач
___________________________________________

11. Скорость движения автомобиля:

начальная
_________________________ км/ч;

конечная
__________________________ км/ч.

12. Частота вращения коленчатого вала двигателя:

начальная
_________________________ мин-1;

конечная
__________________________ мин-1.

13. Результаты измерений внутреннего
шума, дБ А

Точка измерения

Номер измерения

Окончательный
результат

Допустимый
уровень шума

1

2

3

14. Измерения шума проведены в
соответствии с программой испытаний.

15. Заключение по результатам испытаний.

16. Данные о лаборатории, которая проводила
испытания:

наименование
___________________________________________________________

ответственный
исполнитель _______________________________________________

дата
____________________________________________________________________

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством
автомобильной промышленности СССР.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

И. И. Малашков
(руководитель темы); Ю. К. Есеновский, канд. техн. наук; Б. М.
Енукидзе
, канд. техн. наук; В. Е. Тольский, д-р техн. наук; Г. В.
Латышев
, канд. техн. наук; А. А. Носенкова, канд. техн. наук; В.
И. Сальников
; С. А. Воронцов, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.87 № 3807

3. Срок первой проверки 1992 г.

4. Стандарт соответствует стандарту ИСО 5128 (в части
методов измерений)

5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 в части пп. 1.1 — 1.5, разд. 2
и 3, пп. 4.1.1 — 4.1.6, 4.1.8, 4.1.9, 4.2.2 — 4.2.6, 4.4, 4.6, 4.7.

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД,
на который дана ссылка

Номер пункта,
подпункта, перечисления

ГОСТ
12.1.026-80

4.2

ГОСТ
17187-81

1.1; 2.1,
перечисление 1

 

 

Контактные данные
для связи и консультации

Ответим на любой ваш вопрос,
порекомендуем лучшие решения, рассчитаем стоимость

Заказать звонок